Антон Калабин
А нужно ли доверие? Думаю, многие со мной согласятся, что для того, чтобы сотрудники начали доверять своему руководителю, последнему придется приложить определенные усилия. Поэтому перед тем, как говорить о формировании доверия, сначала стоит определиться, а стоит ли игра свеч. В одной из предыдущих моих работ (а именно, в статье «Теория и практика управления: новые подходы» выпуск 3-й, издание ФГУ МГУ, текст можно посмотреть на www.tonich.ru/press/), доверие – ключевой параметр возникновения команды. Изменение этого же параметра, как показывают эксперименты, проводимые нами на кафедре социологии управления ФГУ МГУ, с неизбежностью сопровождают изменения в эффективности работы команды. То есть, одинаково верно как то, что для роста эффективности командной работы необходим рост доверия к командному лидеру, так и то, что если мы зафиксировали рост доверия к руководителю со стороны сотрудников (при прочих равных), то это значит, что и эффективность работы возглавляемого им коллектива также выросла. Это правило распространяется не только на показатели работы всей команды в целом, но точно так же верно и в отношении каждого сотрудника по отдельности: чем больше он доверяет своему начальнику, тем более продуктивно работает (опять же, при прочих равных). Однако стоит еще раз напомнить, что приведенное правило действует только для тех видов деятельности, результативность которых требует командной сыгранности, и работает в любых командах, не важно из двух человек она состоит, или из двадцати.
Следовательно, перед тем, как «озадачиться» ростом доверия, стоит обратить внимание на характер работы, выполняемой коллективом. Оценить, требуются ли для хорошего исполнения им своих задач командные методы работы. Какие виды деятельности нуждаются в сыгранных командах, или, что почти одно и то же, в доверии между сотрудниками и между начальством и подчиненными? Для ответа на этот вопрос необходимо проанализировать, каким образом доверие может повышать эффективность работы.
Во-первых, доверие позволяет экономить время в бизнес-коммуникациях, повышает скорость обмена информацией. Это происходит за счет появления, с ростом доверия, возможности перенести часть передаваемой информации с бумажных носителей (аналитические записки, «служебки» и т.д.) на их более мобильных собратьев, в основном это вербальное общение и электронные носители (e-mail, ICQ и т.д.). То есть, оптимизация движения информации снизу вверх.
Во-вторых, это повышение скорости передачи информации и распоряжений от начальника к подчиненному, сверху вниз. Это достигается как за счет использования более мобильных носителей информации (устные указания не игнорируются) и более быстрого усвоения подчиненным данной информации и данного распоряжения.
В-третьих, и это отчасти перекликается с предыдущим пунктом, наличие доверия к руководителю позволяет последнему быстрее убедить сотрудника в правильности предложенного тому образа действия, в «справедливости» отданного распоряжения. Это опять же позволяет сократить время на коммуникации и, если сравнивать качество работы подчиненного в «убежденном» и «неубежденном» состояниях, позволяет увеличить эффективность работы сотрудника. |